Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Классические каноны построения сада
05.08.2012
О красоте и органичности
Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Гармония в переводесдревне-греческого означает связь, порядок;строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность. Органичность - неотъемлемость, неотделимость. Органичный - внутренне присущий кому-то, чему-то, закономерно вытекающий из самой сути чего-то. Разумеется, эти три определения не образовывают исчерпывающую формулу красоты, однако в значительной степени являются основой ее алгоритма. «Алгоритмы, формулы - скучновато, однако», - подумает читатель и окажется неправ. Цель этой публикации - вовсе не выведение формулы красоты. Да и вывести ее невозможно. «Почему?» - спросит читатель. Потому что: «Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши», - писал Ф. Ницше.
Для правильного созидания красоты кроме знаний необходим еще и талант. И как главная составляющая таланта художественный вкус - «то есть (по определению известнейшего в XIX веке русского садостроителя А.Э. Регеля) способность отличить в естественном изящное, и, наоборот, в критическом сознании того, что именно в известном ландшафте составляет недостаток или пробел». Для правильного созерцания и оценки красоты часто бывает достаточно именно этой способности. Соответственно, не только художник, но и просто эстетически развитый человек не могут состояться без художественного вкуса. Иное дело, что талант даруется Богом, а художественный вкус возможно и необходимо развивать. Тот же А. Э. Регель отмечал: «И природа поддается анализу: если человек, стоя перед ней лицом к лицу, постоянно старается узнать, в чем именно заключается достоинство или краса, безобразие или недостаток того или другого природного мотива, и если он тщательно станет сравнивать одно место с другим, подобного же характера и колорита, то в результате получится ряд наблюдений, способных не только представить прочную точку опоры, но и значительно изощрить природный вкус».
Чувство меры
«Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры», - писал И.С.Тургенев.
Вне всяких сомнений, чувство меры необходимо всегда и во всем. Однако в созидании и созерцании прекрасного, чувство меры - фундаментальнейшая составляющая художественного вкуса. Вряд ли по этому поводу можно выразиться более кратко и точно, чем в еще дохристовы времена сказал великий «смеющийся философ» Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». И что же это, если не самая краткая формулировка одного из важнейших диалектических законов - закона перехода количества в качество. Заметьте - закона диалектики, который работает всегда и везде, независимо от того, понимаем мы это или нет.
К великому сожалению, в наши времена и в древности, так же, как, впрочем чувство меры частенько отказывает садо-строителям и их заказчикам. Нередко высказывается мнение, что и мотивация, подавляющая чувство меры, во все времена оставалась одной и той же. Изначальные созерцатели — заказчики - хотят в своей усадьбе всего и побольше. А созидателю только того и надо - больше сделаешь, больше и заработаешь. Выходит так, что по обоюдному согласию (при разных побудительных причинах) оба участника процесса готовы забыть о чувстве меры, а, следовательно, и о хорошем вкусе. А закон срабатывает объективно - независимо от нашего желания или незнания. И следствия не заставляют себя ждать.
«Да, надо строить сад! Но меру соблюдать.
Легко утратить вкус, коль моде угождать.
Стремясь соединить различнейшие стили.
Иные модники подряд нагромоздили
Ротонду, пагоду, беседку, обелиск -
Европу, Индию, Китай и Рим! А риск,
Что создан лишь хаос - безвкусицы примета -
Их не страшит: зато там есть все страны света!..
Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
Все сразу поместить - беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды... Пленить, стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех».
Эти строки, написанные в XVIII веке Жаком Делилем, создавшим знаменитую поэму «Сады», актуальны и по сей день для садоустроителей. Потеря чувства меры и в большом, и в малом одинаково обязательно заставляет срабатывать безжалостный, но очень справедливый диалектический закон. Что там «беседки, гроты, замки». Один лишний камешек, мгновенно превращает каменную композицию в маловыразительную из кое-как сваленных камней, одно лишнее дерево или куст - и вот красивый растительный мотив стал хаотическим сплетением ветвей, стволов и листьев, больше похожий на надоедливый скучный подлесок.
Чувство меры - качество категорически необходимое для человека, претендующего на обладание хорошим вкусом, - будь то художник-профессионал или просто эстет-любитель. Кроме того, к величайшему сожалению, приходится все чаще и чаще встречать «произведения» «искусства тонкого», изобилующие бессмысленными грудами разных камней и как-то разбросанных между ними столь же бессмысленными смесями разноцветных и разнофактурных растений. В подобных произведениях отчетливо звучит лишь один, но зато ясный и яркий мотив - чем больше, тем лучше. Иному малопросвященному зрителю это может показаться (на некоторое время) даже красивым.
Уже упомянутый ранее А. Э. Регель по этому поводу писал - «... другим такая чушь может и нравится, потому что природа сама по сеое настолько изящна, настолько роскошна, что требуется совершенно особый талант, чтобы насильно лишить ее всякой красы».