Главная | Greenhouz.ru | Разделы сайта | Благоустройство участка | Философский аспект в создании ландшафта
Построение пространства для человека начинается с воплощения его внутреннего мироощущения, которое часто бывает созвучным стилевой характеристике той или иной эпохи
28.04.2012

Когда форма довлеет над содержанием, это есть философская категория комичного. Когда содержание довлеет над формой, это есть философская категория трагичного. Для того чтобы создать сад не комичный, не трагичный, а гармоничный для владельца, созвучный его внутреннему миру, берущий за основу идеализм, нужно начинать с характеристики пространственной среды, которая отражает запросы конкретного владельца конкретного сада. По обилию внешних атрибутов, не отражающих суть явления, по бессодержательному их изобилию, по давлению этих пустых внешних деталей можно говорить о превалировании формы над содержанием. Это и есть категория комичного в ландшафтной архитектуре, категория безвкусного и эстетики со знаком минус. Любая мелочь, любая деталь в пространстве сада должна исходить из сути этого пространства, его «идейной» конструкции. Гениальная архитектурная триада Витрувия «Польза, прочность, красота» применительно к рукотворным ландшафтам тоже является критерием профессионализма.



«Польза» - это правильность организации пространства в аспекте функционального зонирования. Собственно, только функция в ландшафте происходит из архитектуры - это рациональное расположение тех или иных планировочных зон, планировочных и объемных элементов. Для решения этой задачи, конечно же, наиболее успешно может работать только архитектор - с его пространственным мировосприятием и серьезнейшим образованием. И не просто архитектор, а в первую очередь градостроитель, а не биолог, дендролог, инженер-озеленитель или, чего доброго, выпускник каких-либо курсов или курсиков с так называемым «дипломом международного образца». Им это не под силу! «Прочность» в организации ландшафта -это грамотность инженерных решений и технического исполнения всех работ по комплексному благоустройству территории, грамотное выполнение посадочных работ от ассортимента насаждений, состава почв, гидрорежима до условий инсоляции и аэрации. Успешно справятся с этой задачей инженер-строитель и дендролог. Если с «Пользой» и «Прочностью» все относительно просто и однозначно, то с «Красотой» возможны разночтения. Безусловно, существуют законы композиции и гармонии, которые едины для пространственно-временных искусав, каковыми, наряду с музыкой, являются и архитектура, и градостроительство, и ландшафтная архитектура. Знание этих законов и умение применить их на практике позволит создать ландшафтную среду эстетически осмысленной. Такая задача под сил архитектору и художнику с их природным чутьем гармонии и направленным образованием. Именно в неразрывной связи этих трех составляющих триады Витрувия кроется идея пространственной композиции ландшафта, где главным является определение его основы по функциональному зонированию, композиционным принципам с учетом всех технических возможностей. В каждую историческую эпоху был свой сад, олицетворявший парадиз, рай. И в каждую эпоху человек создавал этот сад как идею воплощения гармонии окружающей среды. В этом особенность и совершенная уникальность рукотворного ландшафта. Это есть создание среды обитания человека, но не ограниченной четырьмя стенами, а среды обитания во взаимодействии природы и человека.



Кто сказал, что нельзя смешивать стили? Можно! И сегодня это свежо. Только говорить о чистоте стиля уже не приходится. Скорее всего, это уже не так важно. Сама постановка вопроса о стилевых характеристиках ландшафта для проектирования, пожалуй, в чистом виде и не нужна. Но она может быть интересна с другой позиции. Все люди разные - и внешне, и по характеру, и по уровню развития. Хотим мы этого или нет, у каждого из нас есть эстетические предпочтения на уровне подсознания, которые как-то согласуются и с эстетическими идеалами той или иной исторической эпохи. Возможно, корни этого явления скрыты где-то в глубинах нашего прошлого, в интуиции, мировоззрении, культуре, характере. Но так или иначе эти ассоциативные предпочтения работают и, конечно же, согласуются с внутренним миром человека, его уровнем культуры, перекликаясь с парадигмой определенной исторической эпохи, ее характером, стилем. Эти интуитивные предпочтения могут проявляться и в облике человека, его менталитете, его поведении, эстетических идеалах. Понимание этого явления может стать серьезной подсказкой при создании ландшафта со всеми его характеристиками как ответ на запрос того, для кого проектируется данный ландшафт. Пространство начинается с внутреннего мировоззрения как основы. Как раз именно эта основа была различна в разные исторические эпохи. Так мы приходим к стилю - общекультурному понятию, включающему всю парадигму знаний эпохи, поясняющую ее эстетические ценности и тенденции их развития.

 



В ландшафтной архитектуре пространство решается с позиции эстетических идеалов стиля как его основы. И только потом может быть наполнено характерными деталями. Деталь не определяет стиль. Стиль определяет общий характер замысла пространства, соответствующий критериям эстетики стилевой эпохи. Это важно понимать   как для объемного проектирования, так и в ландшафтной архитектуре. Попытка создания целостности из деталей и внешних атрибутов без учета внутреннего содержания, без главной основы построения - будь то пространства, будь то объема, всегда обречена на провал. Это именно то, что всегда служит причиной комичного и антиэстетичного и в объемной архитектуре, и в ландшафте. Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Если здание выполнить без учета классического построения объемно-планировочной структуры, но при этом сплошь увешать классическими элементами декора, - это и грустно и смешно, подобно зрелищу, когда борец сумо вырядится в балетную пачку и пуанты. То же самое и в ландшафтной архитектуре. Бездумное применение внешних стилистических элементов и деталей без связи с основой стилевого построения пространства приводит именно к тому случаю, когда форма довлеет над содержанием. Это то, что неэстетично, комично, как тот борец сумо в балетном платье.